# Счетная палата: Бюджетные займы регионам неэффективны
Счетная палата России пришла к выводу, что инструменты бюджетных займов на инфраструктуру и инвестиции, введенные за последние пять лет, работают недостаточно эффективно. В отчете, посвященном состоянию государственного долга регионов, было отмечено, что большинство проектов, финансируемых за счет этих средств, переносятся на сроки от одного до четырех лет, а их стоимость регулярно увеличивается.
Госзаимодатели выделяют три основных инструмента: инфраструктурные бюджетные кредиты (ИБК), специальные казначейские кредиты (СКК) и займы на опережающее финансирование расходов. ИБК и СКК выдают на 15 лет под 3% годовых. С 2021 года регионы получили 678,9 млрд рублей через ИБК, а в 2023 году было выделено 190 млрд рублей по СКК на модернизацию объектов ЖКХ и пассажирский транспорт.
Счетная палата обратила внимание на то, что из 508 объектов, финансируемых по СКК, для 228 была перенесена дата завершения. Более трети проектов, финансируемых по ИБК, также не были завершены в срок. Основные причины этого — несоблюдение подрядчиками сроков и качества выполнения работ, недостаточная проработка проектов и отсутствие контроля со стороны властей.
Эксперты подчеркивают, что, несмотря на положительные аспекты бюджетного кредитования, такие как снижение долговой нагрузки на регионы, необходимо улучшить планирование и контроль за расходами. «Льготные инвестиционные кредиты — это правильный шаг, но их использование должно быть более эффективным», — заявила Венера Шайдуллина, директор исследовательского центра «Аналитика. Бизнес. Право».
Счетная палата предложила правительству установить ответственность за недостижение целей при реализации проектов, а Минстрою — актуализировать информацию о ходе реализации инфраструктурных проектов до 2026 года.
Ситуация с госдолгом в регионах остается стабильной, однако в первой половине 2025 года наблюдается ухудшение. Некоторые регионы начали наращивать коммерческий долг. Минфин обещает рассмотреть замечания Счетной палаты и внести коррективы в оценку долговой устойчивости субъектов РФ.
Таким образом, несмотря на усилия по улучшению инфраструктуры, эффективность бюджетных займов требует серьезного пересмотра и повышения контроля за их использованием.