Экономисты о дотациях для выравнивания бюджетного неравенства в регионах

Экономисты о дотациях для выравнивания бюджетного неравенства в регионах
# Экономисты указали на неэффективность дотаций для сглаживания неравенства регионов Методика распределения дотаций для выравнивания бюджетного неравенства между регионами России почти полностью исчерпала себя. К таким выводам пришли авторы исследования «Выравнивание бюджетной обеспеченности российских регионов: иллюзия или реальность?», проведенного Институтом экономики и организации промышленного производства СО РАН. Согласно исследованию, механизм дотаций, действующий с 2005 года, не достиг своей главной цели — устранения значительных различий в бюджетной обеспеченности между субъектами Федерации. В 2024 году, например, в самых богатых регионах — Ямало-Ненецком автономном округе, Москве и Сахалинской области — показатель обеспеченности составил 2,994, 2,485 и 2,170 соответственно, в то время как в самых бедных — Ингушетии, Тыве и Чечне — лишь 0,250, 0,265 и 0,279. Дотации выделяются регионам на безвозмездной основе, но фактически их использование ограничено определенными направлениями, такими как погашение бюджетных долгов и поддержание производства. При этом авторы исследования отмечают, что текущая методика распределения дотаций затрудняет корректное сопоставление показателей бюджетной обеспеченности до и после их выделения. Динамика коэффициента разброса показателей обеспеченности по регионам с 2001 по 2024 год показала, что дотации временно сокращают разрыв, однако даже на пике их эффективности бюджетная обеспеченность самых слабых регионов оставалась на уровне 65-68% от среднероссийского. Разница между Москвой и Ингушетией, несмотря на дотации, составила 4,3 раза. Эксперты утверждают, что дотации, хоть и смягчили крайние диспропорции, не смогли устранить устойчивое отставание многих регионов. Важно отметить, что причины расслоения показателей связаны не только с политикой выравнивания, но и с налоговым потенциалом регионов. Кроме того, интерес к дотациям на выравнивание постепенно ослабевает. Доля таких дотаций сократилась с 45% в среднем за 2002-2005 годы до 22% в 2019-2023 годах. Это может свидетельствовать о том, что федеральный центр реже использует данный инструмент, смещая акценты в межбюджетных отношениях. Таким образом, исследование подтверждает, что дотации на выравнивание в текущем виде не способны решить проблему бюджетного неравенства между регионами, что требует пересмотра подходов к распределению финансовой помощи.